Школа юного арбитра

Организация семинара юных судей. Чтобы четко и одновременно увлекательно проводить массовые внутришкольные соревнования по футболу, преподавателю без помощи физкультурного актива не обойтись. Значительную помощь в этом плане, безусловно, могут оказать юные судьи. Естественно, их подготовке необходимо уделять серьезное и постоянное внимание. Проведение работы по подготовке школьных судейских кадров рекомендуется начать с выявления учащихся, желающих участвовать в судействе соревнований по футболу.

Когда выявится достаточная по численному составу группа школьников, проявивших повышенный интерес к судейству, организуется специальный семинар. Его можно успешно организовать также силами нескольких школ, а в масштабе города или района местным комитетом по физической культуре и спорту и отделом народного образования. В семинар включаются теоретические и практические занятия.

Теоретическая часть семинара, организуемая в форме лекций и бесед, проводится преподавателем физкультуры или опытным судьей по футболу. В ходе таких занятий школьники изучают правила соревнований по футболу, знакомятся с действиями судей в различных игровых ситуациях, методикой судейства. Развивая интерес слушателей к определенному вопросу, руководитель семинара приводит примеры из практики, приглашает учащихся к обсуждению сложных для судейства игровых ситуаций. Для иллюстрации правил игры и разъясняемых игровых моментов на занятиях широко используются макет футбольного поля, плакаты, схемы, учебные фильмы.

Практическую часть семинара занимающиеся проводят в роли судьи в поле или судьи на линии при обслуживании внутришкольных, лагерных, дворовых соревнований. Для ведения учета практической деятельности слушателей семинара на каждого заводится специальная карточка, в которую заносятся данные о выполнении задания, оценки за качество судейства. Это также способствует повышению ответственности юных арбитров за порученное дело. После окончания некоторых игр, обслуживаемых слушателями семинара, полезно практиковать разбор судейства в присутствии всех членов семинара. В ходе таких разборов школьникам предлагается оценить знание судьями правил игры и умение их применять в различных игровых ситуациях, знание и точность жестикуляции, умение правильно выбирать место, внешний вид арбитров, вежливость и требовательность.

Коллективный разбор судейства под руководством преподавателя или опытного судьи способствует повышению уровня знаний слушателями семинара, уверенности в своих действиях. При разборе первых и потому не всегда, удачных случаев судейства руководитель семинара, подводя итоги, в первую очередь должен остановиться на положительных моментах в действиях арбитров и лишь в заключение в тактичной форме выявить допущенные ошибки. Применяя такой «щадящий» подход к юным арбитрам, следует исходить из того, что они, как правило, обостренно переживают неудачи и могут сделать поспешный и необоснованный вывод о своей неспособности к судейской деятельности.

По окончании семинара слушателям 12—16 лет, успешно сдавшим зачет, присваивается звание судьи III категории. Наиболее квалифицированные юные арбитры рекомендуются для обслуживания городских или районных соревнований по футболу.

Основные положения правил соревнований по футболу и действия судей в некоторых игровых ситуациях

Игра проводится на футбольном поле, представляющем собой прямоугольник (рис. 68). На середине той и другой линий ворот устанавливаются ворота. Их размер — 2,44x7,32 м (по внутреннему измерению). Ворота изготовляются из дерева или металла. В сечении они могут быть квадратными, круглыми, эллиптическими. В практике используются в основном ворота круглого сечения. Их диаметр — 12 см. В условиях школы допускается поле с минимальными размерами 60x40 м с уменьшенными воротами 2x6 м и уменьшенными штрафными и вратарскими площадями. Разметка поля производится мелом.

Минимальная ширина линий — 12 см. Ширина линий разметки входит в размеры поля, а также ограничиваемых ими площадей. Вот почему мяч считается вышедшим из игры, если он полностью пересечет линию ворот или боковую линию поля. Если же он катится по линии или хотя бы его проекция какой-либо частью будет находиться на линии, мяч считается в игре. Аналогично определяется и взятие ворот.

Игра проводится мячом, имеющим форму шара с длиной окружности 68—71 см. Масса мяча в начале игры — 396—453 г. Для команд мальчиков 10—13 лет можно использовать волейбольные или облегченные футбольные мячи.

В игре участвуют две команды, в их составе по одиннадцать основных игроков, включая одного вратаря. Минимальное число игроков в команде может быть 8. В ходе игры любой игрок может поменяться местами с вратарем, предварительно известив об этом судью. Разрешается замена основных игроков запасными в количестве, предусмотренном положением о соревнованиях.

Продолжительность игры — 90 мин, разделенных на два периода по 45 мин. Длительность перерыва — 10 мин. Для команд мальчиков 10—11 лет игра длится 30 мин, для 12—13 лет —40 мин, для 14—15 лет — 60 мин и 16-17 лет — 80 мин.

Для проведения игры назначается судья в поле и двое судей на линии. Решения судьи по всем фактам, имеющим место в игре, являются окончательными. В обязанность судей на линии входит сигнализация поднятием флага о выходе мяча за пределы поля, определение права на вбрасывание мяча, угловой удар, удар от ворот, а также сигнализация о возникшем положении «вне игры». Они должны еще и указывать место, с которого следует ввести мяч в игру.

Перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон поля или начального удара. Мяч для начального удара ставится в центре поля. По сигналу судьи ударом ноги игрока команды, начинающей игру, мяч посылается в сторону соперников. При начальном ударе игроки той и другой команд располагаются лишь на своей половине поля. К тому же игроки противоположной команды находятся не ближе 9 м от мяча. Мяч, забитый в ворота непосредственно с начального удара, не засчитывается. Игрок, выполняющий начальный удар, не имеет права коснуться мяча вторично раньше других игроков. После забитого мяча игра возобновляется так же, как и при начальном ударе игроком команды, пропустившей гол. После перерыва команды меняются местами, и начальный удар осуществляется уже игроком той команды, которая не производила его в начале игры.

«Спорный мяч» назначается, если судья остановил игру по причине, не предусмотренной правилами. «Спорный мяч» разыгрывается так. Судья держит мяч в руках, затем выпускает его, давая упасть перед собой в том месте, где он находился в момент остановки игры. Как только мяч коснется земли, считается, что он находится в игре. До этого момента ни один игрок не имеет права до него дотронуться.

Положение «вне игры» определяется так. Если игрок в момент удара по мячу другим игроком своей команды находится ближе к линии ворот соперников, чем мяч, он считается «вне игры», кроме случаев, когда: игрок находится на своей половине поля; не менее двух игроков соперников стоят ближе него к их линии ворот; последним коснулся мяча игрок противоположной команды. За нарушение данного правила провинившаяся команда наказывается свободным ударом.

Правило о положении «вне игры» — наиболее сложное для восприятия юными арбитрами. Поэтому его разбору уделяется особое внимание. В первую очередь до школьников доводится мысль, что, увидев игрока в положении «вне игры», далеко не всегда есть смысл останавливать игру. Прежде всего следует убедиться, направлен ли мяч в сторону этого игрока, влияет ли он на игру, мешает ли он соперникам. Кроме того, юные судьи должны четко уяснить, что положение «вне игры» фиксируется не в момент, когда футболист принимает мяч, а в момент удара по мячу одним из его партнеров. Вот почему, если игрок, не будучи в положении «вне игры» в момент передачи ему мяча партнером, переместился вперед и принял мяч, имея между собой и линией ворот менее двух игроков команды соперников, «вне игры» не фиксируется. Не считается также нарушением, если игрок принимает мяч непосредственно после удара от ворот, углового удара, вбрасывания из-за боковой линии и розыгрыша «спортивного мяча».

В борьбе за мяч игрокам разрешается применять толчок соперника плечом в плечо или, если он блокирует подход к мячу, толчок в разрешенную область спины. Но толчки не должны носить грубый или опасный характер. Блокировка соперника разрешается только в непосредственной борьбе за мяч и на игровом расстоянии от него (которое определяется как расстояние, равное 2 м). Блокировать соперника значит умышленно находиться между ним и мячом, препятствуя туловищем его продвижению. Блокировка соперника, осуществляемая в целях предоставления возможности партнеру по команде овладеть мячом, считается ошибкой.

За неправильную игру футболисты наказываются штрафным или свободным ударом. Штрафной назначается, если игрок умышленно ударит или попытается ударить ногой соперника, попытается его свалить, наклонившись перед ним или за ним, а также сделав подножку, прыгнет на соперника, ударит или попытается ударить рукой, толкнет соперника сзади, не блокирующего его, будет держать соперника, толкнет его недозволенным способом или сыграет рукой.

Если игрок допустит аналогичные нарушения в пределах своей штрафной, нападающая команда получает право на пробитие 11-метрового удара. Свободный удар назначается, если футболист сыграл опасно, толкнул соперника, когда тот находился не на игровом расстоянии от него; не владея мячом, применил блокировку, препятствуя перемещению соперника; толкнул вратаря, кроме случаев, когда вратарь держит мяч в руках, блокирует соперника, находится вне площади своих ворот, совершает более 4 шагов, держа мяч в руках. Мяч, забитый со штрафного, засчитывается, а со свободного — нет.

11-метровый удар производится с 11-метровой отметки. Все игроки, кроме вратаря и игрока, выполняющего удар, должны находиться внутри поля, не ближе 9 м от мяча. Вратарь должен занять позицию на линии ворот между стойками, не перемещая ног до момента удара. Игрок, выполняющий удар, должен направить мяч только вперед и не имеет права коснуться его вторично, прежде чем это сделает любой другой футболист.

При выходе мяча за боковую линию производится вбрасывание в поле в любом направлении игроком команды, не виновной в выходе мяча за боковую линию. Мяч вбрасывается двумя руками из-за головы. При этом игрок должен стоять обеими ногами на боковой линии или за ней вне пределов поля. Обе ступни игрока должны касаться земли. При нарушении правил игроком, вбрасывающим мяч, право на вбрасывание передается другой команде. Игрок, вбрасывающий мяч, не имеет права его касаться второй раз подряд. В противном случае назначается свободный удар. Гол, забитый непосредственно с вбрасывания, не защитывается (производится свободный удар от ворот). А если мяч вброшен в свои ворота, назначается угловой удар.

При выходе мяча за линию ворот от игрока защищающейся команды назначается угловой удар. Он производится из углового сектора с той стороны поля, где мяч вышел за линию ворот. Игроки другой команды располагаются не ближе 9 м к мячу. Мяч, забитый в ворота непосредственно с углового, засчитывается.

При выходе мяча за линию ворот от игрока нападающей команды назначается удар от ворот. Он производится с той половины площади ворот, которая ближе к месту пересечения мячом линии ворот. Удар от ворот должен быть направлен за пределы штрафной площади. Мяч считается при этом в игре, если он пересечет ее линию. Все игроки противоположной команды при выполнении удара от ворот располагаются за пределами штрафной площади. Мяч, забитый в ворота непосредственно с удара от ворот, не засчитывается, а передается соперникам для выполнения удара от своих ворот. Если же мяч забит в свои ворота, назначается угловой удар.

Многие начинающие судьи смешивают два различных понятия: опасное нападение и опасная игра. Опасное нападение — это нападение на соперника грубым и опасным приемом, за что виновная команда наказывается штрафным ударом, а игрок, допустивший нарушение, подвергается предупреждению или удалению с поля. Опасная игра — эта игра с мячом вблизи от единоборствующих игроков, в результате чего возникает опасность нанесения сопернику травмы. За это виновная команда наказывается свободным ударом. Например, защитник стремится выбить мяч, летящий на уровне головы соперника, играющего головой. Это является опасной игрой. Случаются и другие ситуации, когда защитники по своей вине подвергают себя преднамеренно опасности. Например, стремясь предотвратить остроту у своих ворот, защитник бросается под удар соперника головой вперед. Но это не служит поводом для наказания нападающего, и гол, забитый в этой ситуации, засчитывается. Если же судья остановил игру из-за создавшейся опасности для самого защитника, игра возобновляется свободным ударом в сторону защищающейся команды.

Не всегда юным арбитрам под силу разобраться в правильности такого сложного технического приема, как подкат. И это понятно. В игре нередко встречаются ситуации, когда игрок, правильно выполняя этот прием, выбивает мяч из-под ноги соперника. Но последний, после того как мяч уже отбит, двигаясь по инерции, спотыкается об ногу лежащего защитника и падает. Или же при отборе мяча защитник просто ставит ногу на пути мяча, который ведет соперник. Споткнувшись о задержанный мяч, соперник падает. В этих ситуациях лишь создается обманчивое впечатление о нарушении защитником правил. На самом же деле судья обязан разобраться в том, что нарушения правил не произошло.

Правила игры требуют от судьи наказания игроков не только за совершенное нарушение, но и за попытку совершить его. Например, один из игроков попытался ударить в ходе игры ногой или рукой соперника, но последний увернулся — и удар не достиг цели. Как должен действия этого игрока оценить арбитр? Необходимо расценить действия этого игрока как совершившуюся попытку. В связи с этим судья должен наказать виновного со всей строгостью. Если же в ответ на совершенное против него нарушение игрок лишь замахивается на соперника рукой или ногой, судья расценивает этот поступок по-другому. Если игра остановлена, судья может предупредить или даже удалить этого игрока с поля. Если же игра не остановлена, чтобы не дать преимущества провинившейся команде, судья не оставляет проступок игрока без внимания и накладывает на него взыскание при первом же выходе мяча из игры.