Регулирования нагрузки в уроке

В целях правильного регулирования нагрузки в уроке следует также широко использовать контроль за частотой сердечных сокращений юных футболистов — ЧСС. При этом следует учитывать, что для каждого занимающегося сдвиги частоты пульса будут индивидуальны и находиться в зависимости от исходного уровня тренированности организма и других факторов. Условно принято считать нормальной нагрузку для школьников, вызывающую повышение частоты пульса до 170—180 ударов в минуту. Контроль за частотой сердечных сокращений особенно важно применять к юным футболистам, имеющим недостаточный уровень физической подготовленности или пропустивших несколько занятий в результате болезни.

Организация деятельности юных футболистов на уроке обеспечивается применением фронтального, поточного, сменного, группового, индивидуального способов организации занятий, а также с помощью круговой тренировки.

Фронтальный способ наиболее часто используется в вводной и заключительной и реже в основной части при выполнении несложных двигательных действий (общеразвивающие упражнения, передачи мяча при построении занимающихся в шеренги). В этом случае преподаватель имеет возможность контролировать действия всех занимающихся. Недостаток данного способа — невозможность осуществлять контроль за действиями каждого юного футболиста.

Поточный способ, при котором занимающиеся выполняют упражнение поочередно, применяется при необходимости обеспечения контроля за действиями каждого из них. Например, юные футболисты, выстроившись в колонну по одному, поочередно выполняют удары по мячу серединой лба в прыжке (мяч набрасывает преподаватель).

При отсутствии необходимого количества инвентаря и оборудования или при ограниченной площади места проведения занятий используется сменный способ. Суть его в том, что одно и то же задание поочередно (сменами) выполняют несколько групп учащихся. Например, обучая ведению мяча ногами между стойками, преподаватель может разделить занимающихся на три группы по шесть человек. В соответствии с количеством участников в каждой группе имеются «трассы». В то время как одна групп выполняет задание, вторая готовится к нему, а третья подмечает ошибки у выполняющих основное задание.

При отсутствии необходимых условий для выполнения основного задания всеми занимающимися (или при необходимости дифференцировать его) используется групповой способ. Предварительно состав занимающихся делится на несколько отделений, которые под руководством групповодов выполняют конкретные задания. Преподаватель же находится с группой, получившей наиболее сложное задание. Одновременно он осуществляет контроль за деятельностью остальных групп. По окончании времени выполнения упражнений преподаватель подает сигнал к смене мест занятий. Таким образом, в ходе урока каждое отделение выполнит все или несколько заданий. В последнем случае на следующем уроке выполняются остальные задания.