Подвижные игры в занятиях футболом

Подвижные игры — важнейшее средство разностороннего физического воспитания школьников. Систематическое применение игр в занятиях с детьми расширяет двигательные возможности, способствует более активному развитию физических качеств, совершенствует восприятие и реагирование, развивает способность к анализу и принятию решений. Кроме того, подвижные игры служат эффективным фактором воспитания у занимающихся положительных морально-волевых качеств, оказывают большое оздоровительное воздействие. В учебно-тренировочном процессе с юными футболистами подвижные игры могут широко использоваться при решении задач общей и специальной физической подготовки, формировании у занимающихся технико-тактических умений и навыков, воспитании творческих способностей.

Выбор подвижных игр всецело зависит от конкретных задач урока, имеющихся условий, возраста и степени подготовленности юных футболистов. Важным требованием к методике проведения игр является их обязательная взаимосвязь и преемственность с другим учебным материалом, включенным в урок. Лишь в этом случае они смогут играть эффективную роль в подготовке юных футболистов.

Включая какую-либо игру в урок, необходимо позаботиться о ее соответствии конкретной части урока. Например, в вводную часть можно включать игры на развитие ориентировки, быстроты реакции, внимания. Такие игры не должны быть продолжительными, так как в противном случае наступление преждевременной усталости будет препятствовать освоению занимающимися учебного материала основной части урока. В основной части целесообразно использовать игры, способствующие закреплению и совершенствованию изучаемого материала. Нагрузка в них может быть больше, чем в других частых урока. При этом игры, как правило, располагают в конце основной части урока. В заключительной части проводятся игры на внимание.

Предлагаемые ниже подвижные игры разделены на две группы. В первую включены игры на развитие основных физических качеств силы (абсолютная сила, силовая выносливость, скоростно-силовая подготовка); быстроты (быстроты отдельных движений, реакции, темпа движений); выносливости (общей и специальной); ловкости и гибкости. Однако следует учитывать, что предлагаемая группировка игр все же несколько условна. Это объясняется тем, что ни одну игру по существу нельзя рассматривать как средство развития только одного какого-то определенного качества (ведь мы можем говорить только о преимущественной направленности каждой игры). Во вторую группу включены игры на формирование технико-тактических навыков игры. Применение таких игр на этапе начального ознакомления, например, с техническим приемом способствует первичному освоению занимающимися (в упрощенной схематической форме, но на технически правильной основе) основных элементов изучаемого движения. Тем самым создаются благоприятные предпосылки для дальнейшего углубленного изучения данного приема, творческого применения его в игре. Предлагаемая группировка облегчит преподавателю подбор игр для целенаправленного применения в учебно-тренировочном процессе.