Организация работы футбольной секции

Успех внеклассной работы со школьниками во многом определяется заинтересованностью в ее результатах всего педагогического коллектива, комсомольской и пионерской организаций, родительской общественности, помощью шефствующих над школой предприятий. Только совместными активными усилиями можно достичь эффективности в подготовке и воспитании учащихся. Работа секции регламентируется положением о коллективе физкультуры общеобразовательной школы и строится на основе широкой самодеятельности школьников.

С чего же начинается организационная деятельность по привлечению учащихся к занятиям в секции? Такую работу необходимо начать с конкретных организационно-подготовительных мероприятий, тщательно продуманных и хорошо подготовленных. Показательная встреча по футболу команд местных ДЮСШ, ДСО или школ, проведенная на школьном стадионе, интересная встреча учащихся с сильнейшими футболистами города или района, мастерами спорна по футболу, увлекательный кинофильм о футболе с последующим комментарием известного мастера — вот примерный перечень таких мероприятий. Естественно, каждому из них должна предшествовать красочная афиша, помещенная на видном месте, или четкая и своевременная информация по радио.

Следующий этап работы — непосредственная организация приема школьников в секцию. Физоргам поручается сделать соответствующее сообщение в классах, После этого уточняются списки занимающихся в прошедшем учебном году и производится запись школьников, желающих приступить к занятиям в секции. В дальнейшем отдельные учащиеся изъявляют желание вступить в секцию уже в процессе занятий с юными футболистами. Желательно число таких учащихся свести к минимуму, так как появление их на занятиях всегда затрудняет работу преподавателя и снижает ее результаты. Учитывая это, организационная деятельность по приему в секцию должна быть проведена на таком уровне, чтобы основная масса ребят, желающих заниматься футболом, была принята уже в начале учебного года. С окончанием записи преподаватель физкультуры совместно с активом комплектует учебные группы секции. Таких групп ориентировочно может быть четыре: 10—11, 12—13, 14—15 и 16—17 лет. Количество занимающихся в каждой группе — 18—20 человек. Кроме того, из числа учащихся 7—9 лет в школе может быть создан кружок по мини-футболу.

После окончания комплектования учебных групп назначается общешкольное организационное собрание юных футболистов, на которое приглашаются также организатор внешкольной и внеклассной воспитательной работы, классные руководители, родители. С присутствующими ведется разговор о задачах секции по футболу, о значении занятий этой спортивной игрой для укрепления здоровья и воспитания жизненно необходимых морально-волевых качеств, порядке и правилах занятий в секции. Затем до сведения юных футболистов доводится списочный состав учебных групп, а затем производятся выборы в бюро секции (председатель, секретарь, ответственные за отдельные участки работы).

В состав бюро могут быть включены родители, педагоги, представители шефствующей над школой организации, инструктор ЖЭКа, а также учащиеся, обладающие хорошими организаторскими данными. Бюро составляет план работы секции на весь учебный год, расписание занятий учебных групп, обеспечивает контроль за успеваемостью юных футболистов, организует приобретение, изготовление и ремонт инвентаря и оборудования, проводит внутришкольные соревнования, комплектует сборные команды школы, организует тематические конкурсы, викторины, физкультурные вечера. При составлении плана работы секции принимается во внимание количество и возрастной состав занимающихся, имеющиеся в школе условия, климатические особенности местности.

Составленное членами бюро секции расписание занятий учебных групп, утвержденное директором школы, вывешивается в уголке спорта. Основное требование к расписанию — периодичность занятий и их стабильность. Вместе с тем важно, чтобы время занятий было удобным для большинства школьников, так как неудачно подобранное время занятий и частые переносы уроков по футболу с одного дня на другой, как правило, ведут к пропускам учащимися занятий в секции, а в дальнейшем и к отсеву определенной части занимающихся из учебных групп. При составлении расписания необходимо также учитывать допустимую продолжительность уроков по футболу в каждой возрастной группе. Так, рекомендуемая продолжительность занятий для учащихся 7—9 лет, занимающихся в кружке по мини-футболу, — 45—60 мин, для юных футболистов 10—13 лет — 60—90 мин, для школьников 14—17 лет — 90 — 120 мин. Число занятий в каждой учебной группе в неделю может быть три-четыре, минимально — два.

В процессе занятий в секции, как правило, выявляются школьники, отстающие в физическом развитии от сверстников и потому значительно медленнее, чем другие, осваивающие технико-тактические приемы игры. Учитывая это, преподаватель в своей работе с такими учащимися задачи спортивной подготовки ставит на второе место, выдвигая на первое воспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, укрепление их здоровья. В связи с этим отчисление из учебных групп недостаточно подготовленных учащихся не должно иметь место в работе школьной секции по футболу. Напротив, задача преподавателя — найти такие методы обучения и воспитания отстающих юных футболистов, которые способствовали бы появлению у них уверенности в своих силах и постепенному прогрессу в занятиях футболом. Это важно еще и потому, что дети, на первых порах отстающие от сверстников в спортивном отношении, в дальнейшем, как показывает практика, нередко обгоняют их и добиваются более высоких спортивных результатов. Причем наиболее часто такое случается в спортивных играх.

Большим подспорьем в работе преподавателей, ведущих занятия с учащимися, является наличие достаточно широкого физкультурного актива из числа учащихся. Без помощи такого актива трудно четко и эффективно организовать обучение занимающихся. Например, большую помощь в организации занятий могут оказать дежурные, старосты учебных групп, групповоды. Их подготовка осуществляется в процессе проведения уроков по футболу. Уже на первых занятиях преподаватели выявляют наиболее активных и склонных к организаторской деятельности школьников, которые к тому же успешно овладевают игровыми приемами, проявляют инициативу, лучше других анализируют свои действия, легко подмечают ошибки у товарищей и обладают способностью найти средства для их исправления. На таких учащихся и обращается внимание как на будущих помощников.

Наиболее же действенной формой подготовки актива в школе должен стать постоянно действующий семинар по подготовке юных инструкторов и судей. Закончивших такой семинар и проявивших педагогические наклонности в дальнейшем привлекают (под контролем преподавателей) к проведению занятий с юными футболистами младших учебных групп, а в отдельных случаях и со своими сверстниками.

В зависимости от времени года занятия по футболу планируются как на открытом воздухе, так и в физкультурном зале. Учитывая большую эффективность оздоровительного воздействия на школьников занятий на открытом воздухе, рекомендуется стремиться к проведению большинства уроков на открытых площадках, в том числе в зимний период на заснеженных полях. При проведении занятий в помещении необходимо тщательно следить за чистотой (проветривание, регулярная уборка) и температурой воздуха (+17 °С, +18 °С).

К проведению занятий в учебных группах, кроме преподавателей, привлекаются инструкторы ЖЭКа, тренеры местной ДЮСШ, имеющей отделение футбола, родители и пр. Однако общее методическое руководство занятиями в обязательном порядке возлагается на одного из преподавателей физкультуры.