Обучение постоянному движению без мяча

Обучение постоянному движению без мяча (выбору места) — вопрос навыка и выносливости.

Когда основные условия для взаимодействия игроков созданы, можно приступить и к их увязке между собой, т. е. к заложению основ коллективной игры. Это рекомендуется делать в такой последовательности.

1. Низкие передачи мяча с земли в точку перед партнером, стоящим на различных расстояниях от игрока, который выполняет передачу. Если мяч передается на небольшие расстояния (не более 10—12 м), бить по нему следует внутренней частью стопы. Для передач на большие расстояния рекомендуется удар серединой или внутренней частью подъема.

2. То же, с той лишь разницей, что между игроками устанавливают регулируемую по высоте стойку (барьер, стойку для прыжков в высоту). Это заставляет обучающегося разделять внимание: следить за действиями партнера и за направленностью мяча по высоте. Партнер и в этом упражнении должен менять расстояния до обучающегося.

3. Усложненный вариант двух предыдущих упражнений: ожидающий передачи партнер совершает движение вперед-назад, заставляя обучающегося еще больше «делить» внимание.

4. Поперечная передача мяча с земли в точку перед медленно движущимся партнером. Способ удара меняется в зависимости от изменений расстояния между передающим и принимающим мяч. Позже упражнение может быть усложнено (движущийся партнер ускоряет бег). Упражнение станет более приближенным к игровой обстановке, если получающий мяч бегущий партнер должен будет с лета послать его в ворота.

5. Еще вариант усложнения: обучающийся должен передать установленный на земле мяч в точку перед партнером, который начал движение незадолго до нанесения удара. Таким образом, выполняющий передачу должен в момент до удара ориентироваться относительно направления движения партнера.

Партнеру необходимо менять направление и скорость движения. Однако на этой стадии обучения еще не следует применять обманные движения.

6. Ожидающий мяча и выбирающий место игрок перед тем, как начать бег, должен применить финт. Непременное условие: обманное движение и истинное направление бега партнера должны быть видны обучающемуся, выполняющему передачу, еще до момента удара и даже до подготовки к удару.

7. Точное направление мяча в цель во время медленного ведения. Изменение условий упражнения одновременно будет и постепенным его усложнением. Обучающийся выполняет передачу, ведя мяч в различных направлениях и с различной скоростью, посылая мяч в точку перед партнером, который сначала стоит, потом движется, а затем начинает бег с применением обманного движения. Изменение расстояния между партнерами ставит перед обучающимся уже серьезную задачу.

8. Упражнение для двух обучающихся. Один руками навешивает мяч другому, который должен (ногой или головой) вернуть мяч, первому, сменившему тем временем место.

Время от времени обучающиеся меняются ролями.

9. Отработка передачи мяча тремя обучающимися. Один с близкого расстояния бросает мяч ожидающему, а тот передает мяч в точку перед выбегающим вперед из-за его спины сбоку третьим партнером.

Третий игрок должен начинать бег лишь после того, как мяч покинет руки бросающего. Периодически следует менять направление бега.

По сравнению с предыдущими это упражнение требует более интенсивного участия периферического зрения. По ходу упражнения следует чередовать роли обучающихся.

10. Парное упражнение. Обучающиеся передают мяч друг другу примерно на расстояние 15—20 м. Посылаемые мячи следует принимать в движении. Тем временем игрок, выполнивший передачу, занимает место в направлении, избранном по собственному усмотрению. Принятый в движении мяч следует вернуть в точку перед переместившимся партнером, и т. д.

Виды передач мяча можно определить заранее (в зависимости от условий они могут изменяться).

11. Отработка (в парах или тройках) паса мяча с места внутренней частью стопы без предварительного приема. Если мячей мало, то упражнение можно проводить и с большим числом игроков. Позже игроки могут передавать мяч друг другу и во время медленного бега на небольшой площади.

12. Передача мяча тройкой обучающихся. Игрок подает мяч вперед внутренней частью стопы из положения «стоя». Один из стоящих сбоку партнеров выбегает на мяч, возвращает его тому, от кого получил, и бежит в направлении стоявшего напротив третьего партнера, который тем временем начал движение к центру, чтобы вернуть следующую передачу и, в свою очередь, перебежать на освободившееся место. Упражнение непрерывное. Время от времени следует менять роли обучающихся.

13. Передача мяча в круге. Обучающиеся становятся по кругу в 10—12 м от игрока с мячом, стоящего в центре круга. Стоящий в центре передает мяч обучающимся, которые должны принять мяч, подправить его перед собой и либо сразу, либо, проведя 3—4 м вернуть стоящему в центре круга. Позже можно отработать и возврат мяча с хода.

Игрока, стоящего в центре, время от времени менять.

14. Передача мяча в круге бегом. Разбившись на группы (в зависимости от числа игроков и числа мячей), обучающиеся образуют круг. Один из них становится с мячом в центр круга. Участвующие в упражнении медленно бегут по кругу в заранее заданном направлении. Находящийся в центре круга передает мяч (поочередно или по собственному усмотрению) в точку перед бегущим. Получив мяч, игрок должен заданным способом вернуть его в центр круга.

Это упражнение эффективно, когда в круге не слишком много игроков. Радиус круга не должен превышать 6—7 м.

Направление бега, а также положение игрока, стоящего в центре, следует время от времени менять.

15. Передача мяча над стоящим в центре партнером. Расстояние между крайними игроками должно быть 8—12 м. Обучающий может давать различные задания: передавать мяч друг другу внутренней частью стопы после первого отскока, с легкого разбега в несколько шагов после первого или второго отскока; удар с ходу по мячу, соприкасающемуся с грунтом, после приема мяча или прямо с лета. Игрока, стоящего в центре, следует время от времени сменять (один из вариантов замены такой: когда стоящий в центре достанет передаваемый мяч головой, он становится на место того, чью передачу перехватил).

16. Парные передачи мяча во время бега в два и в одно касание. Два игрока в 6—10 м друг от друга бегут параллельно в одном направлении и по ходу движения передают друг другу мяч. Менее подготовленные могут принимать мяч одним-двумя касаниями. От хорошо подготовленных следует требовать выполнения передачи в одно касание. Если игроки выполняют передачи с предварительным приемом мяча, следует предписать им чередование ног. Передачи мяча в одно касание желательно (но не строго обязательно) выполнять «внешней» ногой.

17. Передача мяча в движении вперед тройками обучающихся. Игрок должен передавать мяч тому бегущему партнеру, который ближе к нему. Время от времени менять игроков местами.

18. Непрерывное взаимодействие в движении вперед. Можно отрабатывать и с четырьмя-пятью (но не более) игроками. Направление передач сначала можно регламентировать, но позже ограничения следует снять. Игроки должны выполнять передачи с ходу, без «правки» мяча. В зависимости от цели упражнения менять расстояние между футболистами. Если, например, надо отработать смешанные передачи, то два игрока должны располагаться поближе друг к другу, а два — подальше один от другого. Так можно будет чередовать короткие и длинные пасы.

Упражнения на парные, тройные и групповые передачи с места и в движении можно выполнять и с условием, чтобы мяч не касался грунта. Это потребует не только точности передач, но и постоянного контроля за выбором места. Такие упражнения «распространяются» лишь на хорошо подготовленных игроков.

Упражнения 9—18 с некоторыми изменениями условий можно выполнять и в целях отработки передач мяча головой.