Футбол в СССР

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» (сентябрь 1981 г.) большое внимание уделено усилению мер по охране здоровья детей и подростков, привлечению их к систематическим занятиям физическими упражнениями, созданию для этого необходимых условий. Чтобы успешно решить поставленную задачу, следует широко использовать все возможности, в том числе уроки физической культуры и внеклассные формы спортивно-массовой работы с учащимися.

Речь идет об обучении школьников элементам футбола на уроках физкультуры и об организации в условиях школы работы секции по футболу и содержании раздела по футболу программы по физической культуре. Общеизвестна популярность этой спортивной игры среди школьников. Систематические занятия детей футболом и участие в соревнованиях по этому виду спорта оказывают на них всестороннее влияние (совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие), способствуют воспитанию целого ряда положительных навыков и черт характера (умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к сверстникам, являющимся партнерами или соперниками в играх, сознательную дисциплину, активность, чувство ответственности). Следует также учитывать, что занятия футболом — благодатная почва для подготовки школьников к сдаче норм Всесоюзного комплекса ГТО.

Учитывая повышенный интерес школьников к этой игре, разностороннее влияние занятий футболом на занимающихся, закономерно возникает вопрос: достаточно ли широко и эффективно используется данный вид спорта в системе физического воспитания школьников? Следует признать, что футбол в наших школах долгое время не играл значительной роли: отмечалось низкое число секций и явно недостаточное количество школьников, занимающихся данным видом спорта. Такое положение во многом объяснялось недостаточной организаторской деятельностью физкультурных организаций и органов народного образования, не стимулирующих своими мероприятиями подготовку юных футболистов в условиях школы. Отрадно, что за последние годы внимание к развитию этой игры в школе значительно возросло. Важным шагом, способствующим этому, явилось совместное постановление ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР и Спорткомитета СССР «О проведении всесоюзных юношеских соревнований по футболу в 1976—1980 гг.» (23 октября 1975 г.).

В соответствии с данным решением команды школ наряду с юными футболистами дворовых команд стали полноправными участниками всесоюзных соревнований на приз клуба ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч» в старшей возрастной группе. Примечательно, что, кроме того, комсомольским и физкультурным организациям, органам народного образования вменялось в обязанность широко проводить на местах для школьников турниры по мини-футболу. Упомянутое решение в значительной степени всколыхнуло школьную футбольную жизнь, что сразу же отразилось на росте 1сла секций по футболу и количестве учащихся, занимающихся этой спортивной игрой.

Например, в сельской Эркин-Юртской средней школе Карачаево-Черкесской автономной области была создана многочисленная секция. Круглый год проводятся увлекательные турниры, в которых принимают участие 90% мальчиков IV—X классов. А в небольшом приморском городе Клайпеде футбол вообще считается «спортом № 1» среди учащихся. Не случайно здесь все 20 средних школ располагают футбольными полями. Даже в зимний период в этом городе среди школьников продолжается интересная футбольная жизнь. В этот период она переносится в физкультурные залы школ, где организуются массовые турниры по мини-футболу. Примечательно, что таких примеров становится все больше.

Еще более всколыхнуло школьную футбольную жизнь решение центрального штаба клуба «Кожаный мяч» допустить начиная с 1983 г. к соревнованиям в младшей и средней возрастной группах наряду с командами, сформированными по месту жительства, коллективы общеобразовательных школ. А введение раздела по футболу в программу по физической культуре общеобразовательных школ поставило его на одну ступень с другими популярными спортивными играми, давно уже получившими прописку в учебной и внеклассной работе с учащимися.

Усиленное внимание к развитию футбола в школе совпало с решением такой актуальной задачи, как совершенствование всех составных звеньев системы подготовки резервов по футболу в стране в целях дальнейшего повышения мастерства советских футболистов. При этом школа рассматривалась как важнейшее звено данной системы, способное не только осуществлять функцию пополнения спортивных школ необходимым контингентом учащихся, но и в определенной степени самостоятельно решать задачу подготовки юных футболистов в условиях проведения учебной и внеклассной спортивно-массовой работы. Естественно, для осуществления этой задачи требуется специальное методическое пособие, которое имело бы своей целью помочь преподавателям физкультуры увлекательно наладить массовые внутришкольные соревнования. Книга «Футбол в школе» и написана с учетом таких требований.