Футбол на уроках физкультуры

Программный материал IV—VI классов включает элементы волейбола, баскетбола, ручного мяча и футбола. В зависимости от имеющихся условий и квалификации преподавателей школе предоставляется право из упомянутого числа спортивных игр выбрать не менее двух для обучения учащихся основным элементам с той целью, чтобы дети могли использовать полученные навыки в свободное от уроков время.

С VII класса программа по физической культуре предусматривает обучение детей лишь одной спортивной игре. Выбор обусловливается материально-спортивной базой школы, квалификацией преподавателей и т. д. Если школа выбрала для обучения мальчиков футбол, то девочки продолжают обучаться одной из трех других спортивных игр.

Следует иметь в виду, что предусмотренное в сетке часов распределение учебного времени на прохождение разделов программы, в том числе и раздела по футболу, является примерным. В зависимости от конкретных условий школе предоставляется право в пределах нескольких часов варьировать распределение учебного времени.

Ниже приводим распределение учебного материала по футболу по годам обучения, начиная с IV по X класс, и основные требования по его усвоению.

Планируя учебный материал по футболу, преподаватель должен учитывать, что в программе представлен лишь новый учебный материал, но не включен материал, необходимый для повторения и совершенствования. В связи с этим преподаватель должен включать в уроки физической культуры ранее изученный материал в целях его повторения и совершенствования.

В ходе освоения учебного материала по футболу учащиеся разучивают и правила игры в футбол. В X классе учащиеся должны уметь по заданию преподавателя судить учебную игру.

В целях более эффективного освоения учебного материала преподаватель может планировать проведение с учащимися подвижных игр с элементами футбола, игры в мини-футбол и учебные игры. При этом целесообразно преследовать конкретную цель. Например, организуя игру в мини-футбол, преподаватель дает учащимся задание в целях совершенствования удара средней частью подъема забивать мяч лишь этим приемом и т. д. Игры з футбол строго по правилам можно проводить лишь во внеурочное время.

Для успешного освоения учащимися материала преподаватель может использовать домашние задания. Основная цель таких заданий — подтягивание отстающих в подготовке или совершенствование изучаемых приемов. Одновременно учащимся могут даваться задания и для совершенствования физических качеств. В качестве материала для домашних заданий преподаватель может использовать комплексы по физической подготовке и примерные упражнения на разучивание технических приемов.