Теоретические занятия по тактике игры с юными футболистами следует начинать с ознакомления с правилами игры, практическое овладение которыми проходит в процессе проведения игровых упражнений (учебных игр). Одновременно с обучением занимающихся основным техническим приемам им сообщаются сведения о тактических возможностях каждого из них. Позднее, по мере освоения учебного материала преподаватель переходит к разбору в определенной последовательности групповых и командных тактических действий, разъяснению и распределению обязанностей внутри команды, задач и функций отдельных игроков.
Следующий этап обучения предполагает разбор занимающимися отдельных фаз игры (атака, оборона, переход от обороны к нападению и наоборот, взаимодействия игроков в различных фазах игры и пр.). Например, освещая фазу атаки, преподаватель акцентирует внимание юных футболистов на том, что для нападения характерны три стадии: начало атаки (когда команда овладела мячом и готова завязать атаку), развитие атаки (подготовка к взятию ворот), завершение атаки (взятие ворот).
Остановившись достаточно подробно на каждой из них, преподаватель рассказывает о методах атаки, которые могут быть различными, а выбор метода определяется возможностями команды, ведущей наступление, и недостатками в игре соперников. Иллюстрацией последнего может служить такой пример. Если в команде имеются техничные и одновременно быстрые игроки, то в игре против команды, атакующей крупными силами, целесообразно использовать малоходовые быстрые комбинации. Когда же противоположная команда атакует небольшим числом игроков, сосредоточив основные силы в обороне, есть смысл вести атаки медленнее, постепенно подтягивая в ходе их силы из тыла, используя широкий маневр и смену мест игроками.
Разъясняя сущность игры в обороне, преподаватель рассказывает занимающимся, на чем базируется оборона и чему она подчинена. Затем ведется разговор об общих принципах игры в защите: необходимость предвидеть ход развивающихся событий, уметь определять наиболее опасные направления в развитии атаки соперников, отличать их ложные ходы от истинных замыслов, принимать в борьбе с соперником наиболее рациональные в данной ситуации индивидуальные и коллективные тактические действия. Данное сообщение полезно подкрепить анализом игры отдельных учащихся в недавно прошедшей встрече. При этом рекомендуется отметить как положительные стороны их действий, так и отрицательные. Аналогичным образом преподаватель ведет разговор о фазах перехода от обороны к нападению и пр.
Когда юные футболисты в достаточной степени освоят данный учебный материал, следует перейти к теоретическому решению задач различной трудности. Такие занятия лучше всего проводить в форме вопросов и ответов. Сначала подбирается несложный, знакомый занимающимся материал, который постепенно усложняется. Например, какой тактике целесообразно придерживаться при игре на размокшем поле; какие передачи (короткие, длинные, средние) следует использовать, играя против ветра; как должны расположиться защитники при определенном расположении соперников и мяча, чтобы каждый из них имел бы удобную позицию для страховки, взаимостраховки и достаточно плотной опеки нападающих, и т. д.
Особое место в теоретических занятиях по тактике занимают установки на предстоящие игры и их разбор, которым должна предшествовать тщательная подготовка преподавателя. Проводя установку, преподаватель раскрывает учащимся основной план игры, который основывается на подготовленности игроков команды с учетом их слабых и сильных сторон, а также имеющейся информации о манере игры команды соперников и ее отдельных игроков. В первую очередь преподаватель подсказывает своим подопечным, какие средства будут наиболее действенными для достижения победы. Например, если известно, что защитники противоположной команды не отличаются скоростью бега, нападающим следует порекомендовать рывки на свободное место и соответственно быстрые передачи. Если же известно, что в команде соперников имеется игрок, хорошо владеющий финтами и высокой скоростью передвижения, преподаватель советует защитникам опережать его при приеме мяча.