Обучение и тренировка юных футболистов составляют единый педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, высокого уровня технико-тактической и психологической подготовленности, заметных спортивных результатов и подготовку к общественно полезному труду. Обучение и тренировка условно делятся на три этапа: первый — начальное обучение (7—12 лет), второй — начальная спортивная тренировка (13—15 лет), третий — подготовка к высшим достижениям (16—18 лет). В условиях деятельности школьной секции полностью может осуществляться первый и второй этапы и частично третий.
На этапе начального обучения школьникам прививаются умения правильно выполнять технические и тактические приемы игры, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения. В процессе начальной спортивной тренировки происходит расширение круга изучаемых технико-тактических приемов, формирование умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, развитие физических качеств с учетом специфических требований футбола. Значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость. На третьем этапе совершенствуется физическая подготовленность занимающихся: большое внимание уделяется развитию двигательных качеств, необходимых для овладения техническим мастерством и командной тактикой игры. Техническая и тактическая подготовка ставят своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов, дальнейшее углубление знаний и умений, расширение игровых функций занимающихся, освоение многообразия вариантов тактических приемов. Таким образом, в процессе многолетней подготовки юных футболистов в секции как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи, что, однако, не означает что эти два понятия противостоят друг другу. Напротив, обучение и тренировка органически связаны между собой.
Такая же тесная связь существует и между видами подготовки — физической, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между физической подготовкой и обучением технике, между обучением тактике и технике, между физической, психологической и тактической подготовкой. Например, развитие физических качеств и освоение техники — два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: физические качества развиваются и при разучивании технических приемов, а развивая физические качества, можно добиться и более совершенного освоения занимающимися технических приемов.
Такая зависимость между видами подготовки предполагает, что достижение высоких результатов в работе с юными футболистами немыслимо, если хотя бы один из видов находится на низком уровне. Учитывая это, в процессе многолетней подготовки занимающихся работа в секции над каждым видом подготовки должна осуществляться одновременно и систематически. Но все же на определенных этапах обучения и тренировки один или несколько видов будут преобладать над другими. Принимая это во внимание, необходимо в учебно-тренировочном процессе поддерживать рациональное соотношение между видами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности школьников.
Главное средство обучения и тренировки юных футболистов — разнообразные физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные. К числу основных относятся упражнения по технике и тактике и собственно сама игра в футбол. Вспомогательные же упражнения делятся на две группы — общеподготовительные и специально подготовительные. Первые, в состав которых в основном входят общеразвивающие упражнения и гигиенические факторы, предназначаются для создания у занимающихся необходимых предпосылок для освоения основных приемов игры, достижения разносторонней физической подготовленности и оздоровления. Вторые предназначаются для достижения необходимых физических качеств и овладения специальными двигательными навыками. Последние в свою очередь разделяются на такие, тесно связанные между собой виды, как подготовительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения (разнообразные упражнения с предметами й без предметов, подвижные игры, эстафеты) решают задачу развития у занимающихся специальных физических способностей. Подводящие упражнения — это отдельные элементы сложно координированных движений или все двигательное действие, выполняемое в облегченных условиях, а также его имитация. Например, выполнение приема без мяча — это подводящее упражнение (смысл подводящих упражнений — овладение структурой технических приемов).
Обучение и тренировка юных футболистов предполагает разнообразные методы выполнения физических упражнений, воспитание морально-волевых качеств, обучение технике и тактике игры. Выбор методов определяется задачами и содержанием учебно-тренировочного процесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимающихся. В освоении юными футболистами систематических знаний и двигательных навыков значительное место отводится словесным методам (объяснение, беседа, краткие замечания, лекция) и методам наглядности (показ изучаемого приема преподавателем или хорошо подготовленным школьником, применение плакатов, рисунков, схем, диапозитивов, кинограмм, кинокольцовок).
При разучивании технических и тактических приемов основным методом является метод упражнения, т. е. повторное выполнение приемов и действий. Причем повторение может осуществляться с помощью целостного, расчлененного, соревновательного и игрового методов. Например, несложные технические приемы и тактические действия могут разучиваться в основном в целостном виде. При обучении сложным приемам применяется расчлененный метод. Он также эффективен при разучивании командных тактических действий. Видное место в учебно-тренировочной работе с юными футболистами должен занять и игровой метод. Суть его в том, что совершенствование технико-тактических действий осуществляется в усложненной обстановке (подвижные игры, эстафеты, игровые упражнения, учебные игры). Близок к этому методу и соревновательный, заключающийся в том, что изучаемые технические приемы и тактические действия закрепляются и совершенствуются в условиях соревнований.
Развитие физических качеств школьников, занимающихся футболом, осуществляется с помощью самых разнообразных методов: повторного, переменного, интервального, равномерного, темпового, контрольного, «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, а также игрового и соревновательного.
Обучение и тренировка юных футболистов должны строиться на основе взаимосвязанных дидактических принципов сознательности и активности, систематичности и постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации. Дидактические принципы не только взаимосвязаны, но еще и взаимообусловлены и в ходе учебно-тренировочной работы как бы дополняют друг друга. Например, сознательное и активное отношение юных футболистов к занятиям будет способствовать доступности изучаемого материала, прочности приобретаемых знаний, умений и навыков, а также обусловливать связь предыдущего материала с последующим, постепенный прогресс в занятиях. С другой стороны, активность занимающихся будет лишь тогда приносить плоды, когда она дополняется требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности и постепенности. Собственно, такая связь существует между каждым дидактическим принципом. Так, не принимая во внимание принципы доступности и индивидуализации, трудно достигнуть рациональной последовательности в обучении и постепенное прогрессирование физических нагрузок. А не учитывая принципы систематичности и постепенности, по существу немыслимо раздвинуть границы доступности изучаемого материала. Таким образом, успех в подготовке школьников, занимающихся футболом, возможен лишь на основе единства принципов, при полном осуществлении каждого из них.