Первоочередная цель игры — гол — и в «древнем» футболе определяла действия ее участников. В тот период каждый игрок считал своей прямой задачей забить гол. Поэтому, когда мяч был у своей команды, все игроки ее нападали, а все игроки команды противника стремились заполучить мяч обратно, чтобы, в свою очередь, всей командой искать счастья у чужих ворот.
Игроки того времени и представить не могли ныне само собой разумеющегося целенаправленного разделения сил команды. Не знали в то время футболисты и самых элементарных форм коллективного нападения. В борьбе выигрывал тот, кто мог быстрее бегать и сильнее бить по мячу.
Принцип «бей и беги» господствовал весьма долго. Картина игры значительно изменилась лишь с появлением нынешней формы футбола, после его отделения от регби, когда играть стали только ногами (а позже — и головой). К удару по мячу ногой присоединились такие новые тогда технические элементы, как ведение мяча и финт.
Несмотря на обогащение технического арсенала, форма деятельности нападения не претерпела существенных изменений. Индивидуальная игра по-прежнему оставалась характерной чертой футбола. Проявлялась она прежде всего в линии нападения. Идеалом считался форвард, который долго мог держать мяч. Посвященные футболу исторические источники с восхищением упоминают некоего оксфордского игрока Р. Видля, который в одной игре забил 3 гола так, что никто не смог коснуться мяча с момента начального удара до взятия ворот соперника. Эти же источники называют «королем дриблинга и финта» другого футболиста, который с помощью финтов «прошел» с мячом восьмерых игроков противника, после чего и послал мяч в сетку.
В тот период уже можно было проследить определенные тенденции в области разделения сил. Игроки команд стали делиться на нападающих и защитников. Однако со временем, несмотря на большую численность (девять, семь, позже — шесть игроков), нападающие перестали добиваться успеха. Почему же? Да потому, что индивидуальная игра в нападении, основывавшаяся лишь на ведении мяча и на финтах, перестала быть результативной.
Революционным поворотом в развитии тактики нападения в футболе стало нововведение игрока, оставшегося неизвестным, — передача мяча партнеру. Именно передачу мяча справедливо считать зародышем коллективной игры в нападении (а сейчас — и в защите).
Первые шаги коллективной игры были весьма далеки от базирующейся на непрерывной, запланированной распасовке мяча партнерами коллективной игры в современном смысле слова. Низкий — с современной точки зрения — уровень технической подготовленности игроков того времени ограничивал коллективную игру. Стремление к коллективному взаимодействию проявлялось тогда, самое большое, в направленной (по возможности) передаче мяча.
Пионерами-классиками непрерывного коллективного взаимодействия в игре и широкого применения паса были шотландские футболисты, которые, выступая в начале 70-х годов XIX в. на родине футбола (в Англии), впервые продемонстрировали игру по-новому. Игра футболистов Шотландии, видимо, произвела сильное впечатление на ревнителей традиций — англичан: новая тактика довольно быстро распространилась в Англии, но, пожалуй, еще быстрее (и шире) — в других странах.
Инициатива шотландцев коренным образом изменила тактику футбола (точнее — тактику нападения). Игру линии атаки, опирающуюся на ведение мяча, на финты и на индивидуальную ловкость форвардов, сменила (правда, частично) такая, которая базировалась уже на коллективных действиях.
На первом этапе индивидуальная игра показала себя весьма результативной (особенно когда нападающим противостояли один-два относительно неподготовленных и, как правило, менее подвижных защитника). Однако успех индивидуально атакующего игрока становился все меньшим по мере того, как в поисках выхода из невыгодного для них положения защитники стали совершенствовать методы обороны и численно укреплять свои ряды. Когда же установилось численное равновесие нападающих и защитников (напомню: впервые — в 1883 г. — применила «пирамидальную» систему игры с численным равновесием защиты и нападения команда Кембриджского университета), время индивидуального нападения кончилось. На смену ему пришла эпоха нападения с широким применением передач мяча партнерам, или, как говорим мы сегодня, коллективное нападение.
В 80-е годы прошлого века все шире стала распространяться новая структура состава команды: 5 нападающих, 3 полузащитника, 2 защитника и вратарь. Нападающие того времени применяли обычно тактику, в которой 5 форвардов располагались почти вдоль одной линии и, играя коллективно, стремились прорвать относительно расчлененную в глубину защитную систему противника.
Однако довольно скоро футболисты поняли основные недостатки такого выбора места: с одной стороны, в случае нападения противника между линией атаки, и защитой возникала «большая пустота», а с другой — расстановка нападающих в одну линию облегчала действия защиты (отобрав мяч, игроки обороны выключали из игры сразу пятерых нападающих).
Контрмеры быстро приняли и форварды: вместо расстановки в одну линию стали располагаться так, что двое из пяти оставались сзади, расчленяя линию нападения в глубину. Это также был шаг вперед в развитии наступательной тактики, поскольку вследствие расчленения нападения в глубину расширилось разнообразие передач мяча партнерам, а отражение атак для противника намного осложнилось. Расстановка в одну линию вынуждала нападающих передавать мяч только поперек поля. Когда же линия нападения расчленилась и в глубину, появилась возможность чередовать поперечные передачи мяча с передачами вперед-назад вдоль или параллельно продольной оси поля (т. е. с продольными).
По мере дальнейшего развития игры нападения оба полусредних оттягивались все глубже, что открывало новые тактические возможности. Несмотря на это, через некоторое время нападающие... оказались в критическом положении: игроки защиты довольно быстро распознали все их «фортели» и нашли действенные приемы борьбы с новой игрой нападения. Особенно облегчилось положение защитников после изменения правила о положении «вне игры»: в новой обстановке они от применявшейся до того тактики «держания угла» (т. е., в сущности, тактики зонной защиты) перешли к защитной тактике с персональной опекой. Нападающие — за редчайшим исключением — действовали, по существу, на одной и той же территории: каждый из пяти форвардов имел свою полосу поля, в которой, как по желобкам, выбирал позицию в направлении «вперед-назад». Ограниченные узостью территории, перемещения нападающих не вызывали у игроков обороны особых тактических трудностей. Тактическое преимущество нападающих, полученное в результате их инициативы и изменения правила о положении «вне игры», было быстро сведено на нет. И в дальнейшем не сумели форварды обеспечить себе длительное превосходство над защитниками. Скорее, наоборот: сами оказались в невыгодном положении.
Превосходство защиты стимулировало нападающих на новые тактические поиски. Появилась необходимость в такой тактике, которая представлялась бы пригодной для выхода из сложившегося невыгодного для игроков линии атаки положения. В середине 30-х годов как в Англии, так и в Советском Союзе в линии нападения отдельных команд появились игроки, действовавшие по-новому. Отказавшись от общепринятой тогда тактики нападающих, форварды стали часто покидать привычную для каждого из них зону. Перемещались они не только вперед-назад, но и в стороны. Дополнение движения по глубине поля движением по ширине сделало перемещение нападающих более разнообразным и труднопрогнозируемым. Такие многократно менявшие места на поле игроки получили название «блуждающих». Мало кто мог подумать в ту пору, что эти очень выносливые, с хорошим чувством тактики игроки окажутся пионерами нынешней — самой современной — игры нападения.
Насколько обогатило тактику атаки появление нападающих, постоянно меняющих место? Один такой блуждающий форвард нарушил относительное спокойствие защиты, ее уравновешенность.
В результате постоянного движения утерял определенность соперник одного из игроков обороны, построенной на тактике персональной опеки. В определенных ситуациях защитник не мог решить: преследовать ли ему соперника или оставаться в привычной для себя зоне? Если преследовать, то оставленное место окажется пустым, а постоянно перемещающийся форвард получит в поле превосходство над менее подвижным, подготовленным лишь к оборонительным действиям защитником. Отказаться от преследования — тогда линия нападения противника может неожиданно получить численный перевес в заранее не предугадываемой части прилегающей к воротам зоны (не говоря уже о том, что свободно двигающийся нападающий имеет возможность свободно проявить инициативу).
Даже из этих доводов ясно, что «блуждающий», передвигающийся вдоль и поперек поля нападающий задал защите уйму новых тактических ребусов. Постоянно меняя место, он вновь революционизировал игру атакующей линии. И не только в том смысле, что вызвал смятение защиты, и в том, что значительно облегчил положение отдельных нападающих (благодаря своему постоянному движению он почти всегда выходил из-под опеки, и партнеры в любое время могли легко отдать ему мяч).
Как правило, «блуждающим» был нападающий, лучше всех подготовленный физически и самый грамотный в тактическом отношении. Сначала нападающие меняли свои места лишь время от времени, поскольку из-за отсутствия должной выносливости не хватало сил. Позже, под влиянием успеха такой тактики, в линии нападения стало появляться несколько «блуждающих» игроков, что увеличило неуверенность в линии защиты.
Так, от ступени к ступени развитие игры постепенно подошло к тактике 50-х годов. В какой мере совершенствовалась тактика персональной опеки, в той же мере требовалась соответствующая компенсация новшествами в тактике нападения. А взятое вместе, это, в свою очередь вело к появлению новых и новых «блуждающих» игроков нападения.
Венгры могут гордиться, что именно футболисты их страны из первоначального ядра (т. е. одного «блуждающего» нападающего) почти до совершенства развили основывавшуюся на интенсивном движении самую результативную в 50-х годах тактику нападения. С помощью игры нападения, названной англичанами революционной, сборная Венгрии выиграла в 1952 г. в Хельсинки титул олимпийского чемпиона, в ноябре 1953 г. со счетом 6:3 обыграла сборную Англии (почти сто лет не проигрывавшую на своем поле континентальным командам), а без малого через год обыграла ее в Будапеште еще более убедительно 7:1. Современная игра нападения на чемпионате мира 1954 г. помогла венгерской сборной «выбить» двух сильнейших претендентов на лидерство — сборные Бразилии (4:2) и Уругвая (4:2).
В наши дни от игры линии нападения требуется, чтобы ни один форвард не придерживался строго своего места, а менял его в соответствии со складывающейся в данный момент игры ситуацией. Сегодня нападающие передвигаются не только по глубине поля, но и поперек него, меняясь местами друг с другом. Иначе говоря, «блуждающей» стала вся пятерка форвардов.
Зона игры нападающих сегодняшнего дня значительно расширилась. Улучшившаяся физическая подготовка позволяет форвардам, покидая свои места, использовать широкие возможности тактики на протяжении всей игры.
Окончательно отошла в прошлое игра нападения «по желобкам». От нападающих ныне требуют не только быстрой смены мест. Общая тактика нападения ближайшего будущего — это основывающаяся на постоянном движении игроков и на разнообразии передач коллективная игра, в которой вышедшие на ворота с любой стороны и в любой ситуации смогут без затруднений решать возникающие перед ними тактические задачи.
Очень длинный путь привел футбол от простой индивидуальной тактики нападения через все большее разнообразие базирующейся на распасовке мяча коллективной игры к современной, с постоянным движением и умелым выбором позиций тактике, в которой как бы «размылись» границы между задачами нападающих (все форварды стали универсальными игроками). Мало того! В считающейся сегодня самой современной игре нападения участвуют не только «штатные» форварды, но и полузащитники и даже защитники.