Техника игры в футбол сложна и многообразна. И все же вести в школьной секции подготовку юных футболистов, уверенно владеющих достаточно широким техническим арсеналом, — задача вполне осуществимая. Вдумчивая работа преподавателя, осуществляющего правильный подбор и необходимую последовательность выполнения упражнений, применяющего рациональные методы обучения и тренировки, стремящегося заинтересовать и активизировать занимающихся, — все это поможет обеспечить успех в решении данной задачи.
Обучение техническим приемам проводится в следующей последовательности: общее ознакомление с приемом; разучивание приема в упрощенных условиях; разучивание приема в усложненной обстановке; закрепление приема.
Ознакомление с техническими приемами может проходить с помощью самых разнообразных методов. Однако ведущими среди них являются объяснение и показ. С помощью объяснения преподаватель добивается создания у юных футболистов правильного представления о структуре изучаемого приема, сосредоточивая при этом их внимание лишь на основном и опуская все тонкости и детали данного движения. Например, при ознакомлении занимающихся с ударом внутренней стороной стопы основное внимание сосредоточивается на главном (т. е. положении стопы бьющей ноги, которая сильно развертывается носком наружу). Чтобы усилить, эффективность объяснения, рекомендуется применять образность сравнений.
Порядок объяснения может быть таким: сначала преподаватель показывает прием, затем акцентирует внимание на его сущности и в заключение раскрывает его тактические возможности. Показ может также осуществляться и одним из подготовленных школьников. В целях создания у занимающихся ясного, четкого представления о структуре изучаемого приема, последовательности и согласованности его элементов показ рекомендуется чередовать с объяснением, демонстрацией наглядных пособий — плакатов, диапозитивов, кинокольцовок, кинограмм. Общее ознакомление с приемом заканчивается его практическим опробованием юными футболистами.
Разучивание технических приемов осуществляется с помощью целостного и расчлененного методов. Целостный метод будет ведущим при разучивании большинства приемов. При разучивании же таких сложных приемов, как удар ногой по мячу в падении через себя, удар головой по мячу в броске, ловля и отбивание мяча в падении и ряда других, не обойтись без применения расчлененного метода. Это объясняется тем, что, не обладая необходимым двигательным опытом, начинающие футболисты не смогут справиться со сложным двигательным заданием. Использование в этом случае расчлененного метода поможет по мере овладения занимающимися основными элементами приема постепенно свести их в общую структуру движения и после этого перейти к его разучиванию уже в целостном виде.