Методика проведения занятий по футболу

Учебный материал по футболу осваивается школьниками в процессе уроков. В зависимости от преимущественной направленности применяются учебные уроки, тренировочные и контрольные. В зависимости от состава применяемых средств уроки подразделяются также на комплексные, включающие материал по различным видам подготовки, и тематические (преимущественно по одному виду). Комплексные более широко применяются в работе со школьниками 10—15 лет, а тематические — с учащимися 16—17 лет. Вне зависимости от типа уроков их воздействие на юных футболистов должно быть всесторонним — образовательным, воспитательным, оздоровительным.

Первостепенность образовательных задач не должна принижать роль воспитательных и оздоровительных задач: и те и другие решаются в комплексе. Например, ставя в уроке задачу по овладению занимающимися определенным кругом знаний, умений и навыков с помощью комплекса разнообразных физических упражнений, строго дозируя при этом физическую нагрузку, преподаватель одновременно продумывает и решение задач оздоровительного и воспитательного воздействия. В каждом уроке ставится не менее двух-трех основных задач, в том числе не более двух по освоению нового материала. Решение большинства задач должно планироваться и осуществляться с учетом периодического возвращения к ним на последующих уроках (на более высоком уровне достигнутой подготовленности занимающихся).

Организация урока должна начинаться еще до его начала. Она включает подготовку занимающимися необходимого инвентаря и оборудования, мест занятий, соблюдения установленного порядка в местах переодевания, своевременное построение в установленном месте. Такая предварительная подготовка создает среди юных футболистов положительный эмоциональный фон, настраивающий на интенсивные и плодотворные занятия.

Урок имеет определенную последовательность и структуру. Он состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть (10—20 мин) в основном решает задачу подготовки юных футболистов к сознательному и активному выполнению главных задач урока в психологическом и физиологическом плане. Психологическая подготовка заключается в сосредоточении внимания занимающихся на решении основных задач урока с помощью физических упражнений и заданий на внимание. Физиологическая подготовка имеет целью достижение готовности организма юных футболистов к последующим более интенсивным и значительным нагрузкам и выполнению основных задач урока. Для этого используются разнообразные общеразвивающие и подготовительные упражнения. В данной части могут решаться и относительно самостоятельные задачи: обучение строевым упражнениям, формирование правильной осанки, развитие отдельных физических качеств. Физическая нагрузка в водной части не должна вызывать у занимающихся утомления до работы над основным материалом. Вводная часть начинается с построения юных футболистов, рапорта старосты или дежурного и постановки преподавателем задач на текущий урок.

В основной части (40—90 мин) в условиях оптимальной работой способности занимающихся решаются основные задачи урока. В начале основной части планируется обучение новому материалу. Закрепление и совершенствование приемов осуществляются в середине или ближе к концу основной части урока. Упражнения на развитие физических качеств планируются здесь в такой последовательности: вначале — упражнения на проявление скоростно-силовых качеств, тонкой координации, ловкости; в конце — упражнения, развивающие силу и выносливость. Основная часть урока может иметь как относительно несложную структуру, если содержание учебного материала однородно (например, разучивание удара серединой подъема и игровое упражнение с использованием данного приема), так и сложную, состоящую из нескольких частей (например, разучивание тактической комбинации «стенка», упражнения с отягощениями, упражнения на выносливость). В последнем случае каждому основному упражнению могут предшествовать несколько подготовительных, создающих необходимые предпосылки для выполнения основного.

Заключительная часть (3—5 мин) преследует цель достижения перевода организма занимающихся из состояния повышенной функциональной активности в относительно спокойное" состояние. Средствами этого служат строевые упражнения, упражнения на осанку, на дыхание и внимание, медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление мышц, жонглирование мячом различными частями тела. Заканчивается заключительная часть подведением итогов урока.